Как правило, фены довольно часто подвержены различным поломкам, и приходится покупать новый. Устройство не самое дорогое, конечно, — вполне можно приобрести и другое фен, но в тоже время оно достаточно простое, и вполне многие смогут восстановить его работоспособность без особых усилий.
Принцип работы
Все фены, независимо от марки и типа корпуса, имеют один и тот же принцип работы – электродвигатель приводит в движение вентилятор, который гонит воздух через нагревательные спирали. Обычно фены имеют переключатель уровня нагрева, обеспечивая различные тепловые режимы, — переключатель коммутирует последовательное подключение нужного количество спиралей, — чем меньше их будет в цепи – тем больше протекающий ток – тем больше нагрев. Также фены оснащаются тепловой защитой, отключающей устройство при превышении допустимой температуры спирали. Если сработала такая защита – обязательно отключите фен из сети, поскольку при снижении температуры термостат восстановит электрическую цепь – и фен заработает.
Основные неисправности
Устранение неисправностей предусматривает разборку корпуса. Обычно он скреплен парой саморезов и защелками на половинках корпуса, которые довольно легко сломать, поэтому действовать нужно осторожно. Хотя особой трагедии при сломанной защелке не будет – корпус вполне может держаться и на саморезах, или можно при сборке нанести точечно клей в нескольких местах, но совсем немного – вдруг придется еще разбирать.
Запах гари – довольно часто встречается при работе фена, поскольку вентилятор засасывает через воздухозаборник не только воздух, но и волосы, которые потом попадают на горячую спираль и, сгорая, вызывают появление неприятного запаха.
Также возможна и другая причина — недостаточный воздушный поток, проходящий через вентилятор. Это может быть вызвано перекрытием вентиляционных решеток рукой, или засорением фильтра, если таковой предусмотрен в данной модели, — волосом, пухом, пылью и пр. Слабый поток может быть вызван и медленными оборотами вентилятора.
Медленное вращение вентилятора – обычно причиной этого является наматывание на вал двигателя волос, что мешает его вращению. Как правило, вентилятор насажен на вал плотно, и снять его для удобства удаления волос не получается, поскольку прикладывать большие усилия рискованно – хрупкую пластмассу запросто можно сломать. Поэтому удобно применить пинцет – постепенно отщипывая им намотанные волосы до полного их удаления.
Встречается (значительно реже) и обратная ситуация – вентилятор сидит на валу не плотно, в итоге двигатель работает с нормальными оборотами, но вал прокручивается в корпусе вентилятора. Выход прост – посадить вентилятор на вал с помощью подходящего клея.
Воздух выходит холодным – в этом случае причин может быть несколько:
- Плохой контакт в переключателе режимов – устранение зависит от конструкции переключателя. Часто используются гибкие упругие контактные полоски открытого типа – достаточно их правильно подогнуть или почистить места контакта. Если переключатель закрытого типа – заменить его – стоит недорого.
- Обрыв проводки – вполне может быть отломан или отпасть в месте пайки проводник, идущий к спиралям или переключателю.
- Обрыв нагревательной спирали. Просто так она не оборвется – скорее всего это перегорание. Можно восстановить просто скруткой, но такое соединение не будет долговечным – плохой контакт постепенно спровоцирует нагар, который еще больше увеличит сопротивление в этой точке, — в итоге рано или поздно снова придется ремонтировать. Лучше сделать ту же скрутку, но потом ее опрессовать медной или латунной трубкой подходящего диаметра (хорошо подходит тонкая трубка с компрессора холодильника). Пайка в этом случае бесполезна – температура разогрева спирали расплавит припой.
– причин может быть множество и практически все они легко устранимы – обрыв в шнуре питания, отсутствие контакта в скользящей контактной паре в месте входа шнура в корпус, обрыв внутренней проводки, отсутствие контакта в переключателе и т. д. Самое плохое, что может случиться, – это сгорание двигателя. Если есть чем заменить – хорошо (поэтому не выбрасывайте старые неисправные фены – запчасти все-таки), а нет – тогда уж нужен новый фен – двигатель починить мало шансов.
Если так разобраться можно действительно самому подчинить
Как здорово, что есть такие люди, которые делятся секретами, у меня фена 3 не работают и мне лень нести их в мастерскую, а я даже не представляла, что можно починить фен самостоятельно, обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями!
Очень интересная статья, все описано доступным языком и если немного вникнуть в текст, то можно открывать мастерскую по ремонту фенов. Хочу сказать спасибо автору, текст написан текстом, который понятен всем, а не только специалистам.
Оказывается всё так легко и просто. Никогда бы не подумал, что можно дома без особых усилий починить фен. Надо бы попробовать с феном своей девушки) Статья на 100 балов по полезности. И теперь понятно почему фен вечно пахнет гарью, а то достал этот запах в ванной.
Спасибо за подробную и интересную статью! Многое, и в самом деле , можно починить самим, если есть человек с «умелыми руками». К сожалению, мой «народный умелец» сказав, да что тут собственно делать-то, окончательно и бесповоротно доломал мой любимый фен. В следующий раз, когда возникнет такая необходимость, покажу ему вашу статью! Пусть следует ей!
Добрый день!
Нужна консультация.
При работе фена на холодном режиме появляется запах.
При разборе элемент двигателя, статора, очень горячий.
Так должно быть?
Или как устранить нагрев статора,из-за этого чувствуется запах пластика.
Спасибо за помощь.
Лучшим вариантом будет замена фена на новый. При нынешних ценах стоимость ремонта может значительно превзойти стоимость нового фена. Причин для нагрева статора электродвигателя есть несколько:
Если фен недорогой, то лучше купить новый. Можно попытаться поискать сам электродвигатель и заменить его целиком. Если решите заняться ремонтом самого двигателя, тогда лучше отнести его к специалисту. В домашних условиях произвести качественный ремонт не имея для этого необходимых инструментов, а главное материалов, будет очень сложно.
А если и крыльчатку не снять, и она в кожухе, привернутом к двигателю, а к винтикам не добраться, пока не снимешь крыльчатку? Чем можно волосы с вала удалить? Вот, сижу у разобранного фена Vitek, уже разобрал по узлам, а воз и ныне там…. Всё почистил кроме вала… А чистить его НАДО! Ибо уже не та скорость стала…
Как-то же это все собиралось в одно целое — значить, можно и разобрать:) А можно попробовать просверлить отверстие напротив болта, и открутить его, потом провернуть крыльчатку, и открутить второй.
Можно попробовать без съема крыльчатки — снимая накрученные волосы пинцетом через какую-то прорезь или отверстие. Долго, неудобно, но если есть шанс сломать крыльчатку, тогда и это выход.
подскажите пожалуйста, в чем причина- фен при опускании сопла вниз перестает работать. Перед этим фен немного ударился о пол- выскользнул, но схватила за шнур.