Красота и Здоровье Малая БТ

Ремонтируем фен своими руками

Написано vlb-1

Часто гораздо практичнее отремонтировать нужную технику, чем покупать новую. К тому же если она довольно простая. Принцип работы фена, основные неисправности, и способы их устранения.

Как правило, фены довольно часто подвержены различным поломкам, и приходится покупать новый. Устройство не самое дорогое, конечно, – вполне можно приобрести и другое фен, но в тоже время оно достаточно простое, и вполне многие смогут восстановить его работоспособность без особых усилий.

Принцип работы

Все фены, независимо от марки и типа корпуса, имеют один и тот же принцип работы – электродвигатель приводит в движение вентилятор, который гонит воздух через нагревательные спирали. Обычно фены имеют переключатель уровня нагрева, обеспечивая различные тепловые режимы, – переключатель коммутирует последовательное подключение нужного количество спиралей, – чем меньше их будет в цепи – тем больше протекающий ток – тем больше нагрев. Также фены оснащаются тепловой защитой, отключающей устройство при превышении допустимой температуры спирали. Если сработала такая защита – обязательно отключите фен из сети, поскольку при снижении температуры термостат восстановит электрическую цепь – и фен заработает.

Основные неисправности

Устранение неисправностей предусматривает разборку корпуса. Обычно он скреплен парой саморезов и защелками на половинках корпуса, которые довольно легко сломать, поэтому действовать нужно осторожно. Хотя особой трагедии при сломанной защелке не будет – корпус вполне может держаться и на саморезах, или можно при сборке нанести точечно клей в нескольких местах, но совсем немного – вдруг придется еще разбирать.
Запах гари – довольно часто встречается при работе фена, поскольку вентилятор засасывает через воздухозаборник не только воздух, но и волосы, которые потом попадают на горячую спираль и, сгорая, вызывают появление неприятного запаха.


Также возможна и другая причина – недостаточный воздушный поток, проходящий через вентилятор. Это может быть вызвано перекрытием вентиляционных решеток рукой, или засорением фильтра, если таковой предусмотрен в данной модели, – волосом, пухом, пылью и пр. Слабый поток может быть вызван и медленными оборотами вентилятора.

Медленное вращение вентилятора – обычно причиной этого является наматывание на вал двигателя волос, что мешает его вращению. Как правило, вентилятор насажен на вал плотно, и снять его для удобства удаления волос не получается, поскольку прикладывать большие усилия рискованно – хрупкую пластмассу запросто можно сломать. Поэтому удобно применить пинцет – постепенно отщипывая им намотанные волосы до полного их удаления.

Встречается (значительно реже) и обратная ситуация – вентилятор сидит на валу не плотно, в итоге двигатель работает с нормальными оборотами, но вал прокручивается в корпусе вентилятора. Выход прост – посадить вентилятор на вал с помощью подходящего клея.

Воздух выходит холодным – в этом случае причин может быть несколько:

  • Плохой контакт в переключателе режимов – устранение зависит от конструкции переключателя. Часто используются гибкие упругие контактные полоски открытого типа – достаточно их правильно подогнуть или почистить места контакта. Если переключатель закрытого типа – заменить его – стоит недорого.
  • Обрыв проводки – вполне может быть отломан или отпасть в месте пайки проводник, идущий к спиралям или переключателю.
  • Обрыв нагревательной спирали. Просто так она не оборвется – скорее всего это перегорание. Можно восстановить просто скруткой, но такое соединение не будет долговечным – плохой контакт постепенно спровоцирует нагар, который еще больше увеличит сопротивление в этой точке, – в итоге рано или поздно снова придется ремонтировать. Лучше сделать ту же скрутку, но потом ее опрессовать медной или латунной трубкой подходящего диаметра (хорошо подходит тонкая трубка с компрессора холодильника). Пайка в этом случае бесполезна – температура разогрева спирали расплавит припой.


– причин может быть множество и практически все они легко устранимы – обрыв в шнуре питания, отсутствие контакта в скользящей контактной паре в месте входа шнура в корпус, обрыв внутренней проводки, отсутствие контакта в переключателе и т. д. Самое плохое, что может случиться, – это сгорание двигателя. Если есть чем заменить – хорошо (поэтому не выбрасывайте старые неисправные фены – запчасти все-таки), а нет – тогда уж нужен новый фен – двигатель починить мало шансов.

10 комментариев

  • Как здорово, что есть такие люди, которые делятся секретами, у меня фена 3 не работают и мне лень нести их в мастерскую, а я даже не представляла, что можно починить фен самостоятельно, обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями!

  • Очень интересная статья, все описано доступным языком и если немного вникнуть в текст, то можно открывать мастерскую по ремонту фенов. Хочу сказать спасибо автору, текст написан текстом, который понятен всем, а не только специалистам.

  • Оказывается всё так легко и просто. Никогда бы не подумал, что можно дома без особых усилий починить фен. Надо бы попробовать с феном своей девушки) Статья на 100 балов по полезности. И теперь понятно почему фен вечно пахнет гарью, а то достал этот запах в ванной.

  • Спасибо за подробную и интересную статью! Многое, и в самом деле , можно починить самим, если есть человек с «умелыми руками». К сожалению, мой «народный умелец» сказав, да что тут собственно делать-то, окончательно и бесповоротно доломал мой любимый фен. В следующий раз, когда возникнет такая необходимость, покажу ему вашу статью! Пусть следует ей!

  • Добрый день!
    Нужна консультация.
    При работе фена на холодном режиме появляется запах.
    При разборе элемент двигателя, статора, очень горячий.
    Так должно быть?
    Или как устранить нагрев статора,из-за этого чувствуется запах пластика.
    Спасибо за помощь.

    • Лучшим вариантом будет замена фена на новый. При нынешних ценах стоимость ремонта может значительно превзойти стоимость нового фена. Причин для нагрева статора электродвигателя есть несколько:

      • Трение ротора о статор. В результате повреждается магнитопровод, что приводит к возникновению вихревых токов, которые и приводят к нагреву. Для выявления следует разобрать электродвигатель и осмотреть поверхности статора (магнитопровода) и ротора на предмет механических повреждения деталей статора и ротора вызванных трением. Устранение причины трения не гарантирует дальнейшую работоспособность электродвигателя (как уже говорилось связано с нарушением работоспособности самого магнитопровода).
      • Вторая причина – это повышение нагрузки по току в обмотке статора. Другими словами это пробой или замыкание между витками обмотки. Также следует внимательно осмотреть статор на предмет изменения цвета обмотки (не является достоверным методом диагностики, и не даёт гарантии в выявлении такого рода поломки.)

      Если фен недорогой, то лучше купить новый. Можно попытаться поискать сам электродвигатель и заменить его целиком. Если решите заняться ремонтом самого двигателя, тогда лучше отнести его к специалисту. В домашних условиях произвести качественный ремонт не имея для этого необходимых инструментов, а главное материалов, будет очень сложно.

  • А если и крыльчатку не снять, и она в кожухе, привернутом к двигателю, а к винтикам не добраться, пока не снимешь крыльчатку? Чем можно волосы с вала удалить? Вот, сижу у разобранного фена Vitek, уже разобрал по узлам, а воз и ныне там…. Всё почистил кроме вала… А чистить его НАДО! Ибо уже не та скорость стала…

  • Как-то же это все собиралось в одно целое – значить, можно и разобрать:) А можно попробовать просверлить отверстие напротив болта, и открутить его, потом провернуть крыльчатку, и открутить второй.
    Можно попробовать без съема крыльчатки – снимая накрученные волосы пинцетом через какую-то прорезь или отверстие. Долго, неудобно, но если есть шанс сломать крыльчатку, тогда и это выход.

  • подскажите пожалуйста, в чем причина- фен при опускании сопла вниз перестает работать. Перед этим фен немного ударился о пол- выскользнул, но схватила за шнур.

Оставить комментарий