Аудиотехника

Качественная компьютерная акустика – излишество или необходимость?

Написано vlb-1

Разнообразность компьютерных акустических систем, их выбор в зависимости от предпочтений пользователя. Основные понятия технических характеристик и полезные советы при выборе акустики.

Harman Kardon SoundSticks II - альтернативный дизайн

Мало кто будет не согласен с утверждением, что сейчас современный компьютер – центр мощных мультимедийных возможностей. Прослушивание любимой музыки, просмотр фильмов, телевизионных передач, звуковое оформление игры – это стало давно привычным, и такое положение считается нормой. Поэтому редко где найдется компьютер, который не оснащен звуковым оборудованием. Особенно немаловажным это становится для домашних компьютерных систем, где качество звука должно находиться на приемлемом уровне. Даже люди, не обладающие, мягко говоря, исключительным музыкальным слухом, предпочитают акустические системы более-менее приличного качества, поскольку маленькие пластмассовые колонки, которые в большом количестве реализуются в этом сегменте рынка, абсолютно не способны извлечь из себя хоть мало-мальски приемлемый по качеству звук, — поэтому их часто называют «звукоимитаторами». Часто можно услышать совет – перед выбором звуковых девайсов нужно определить — для каких целей нужна акустика – прослушивание музыки, звуковое сопровождение игр или просмотр фильмов. Но мало кто станет покупать пару разных комплектов акустики, а потом заменять их поочередно — в зависимости от предназначения. Нужно все сразу, причем в одном флаконе – а конкретно в этом случае универсальность – только плюс. Но поскольку в таком совете все-таки имеется смысл, то не лишним было бы хотя бы поверхностно рассмотреть различия между разными вариантами.

Sven YF-2A

2.0? или 2.1? или же 5.1?

Эти цифры обозначают формат акустической системы. Цифра до запятой – количество основных излучателей звука, единица после запятой указывает на наличие сабвуфера. Но реально форматов больше – есть еще стандарты 4.1, 4.0, 7.1, 7.2. Хотя наиболее востребованные все-таки первые три формата.

Любителям послушать музыку не помешает знать, что музыкальные произведения в подавляющем своем большинстве имеют 2 канала – стереозвук. Поэтому использовать для них шеститочечную систему не всегда оправдано – звучание просто равномерно распределится по точкам, и приведет к частичной потере стереоэффекта. Есть музыка, записанная и для стандарта 5.1, но она насколько нечасто встречается, что можно ее и не учитывать. Так же не самым удачным вариантом будет применение стандарта 2.1, хотя ее назначением и есть воспроизведение стереозвука. Зачастую системы такого формата довольно не качественно воспроизводят музыку, стыковка сателлитов с сабвуфером происходит не идеально и можно наблюдать серьезные провалы в среднечастотной полосе. Как результат – общее звучание получается не сбалансированным и не цельным, производя впечатление «рванного» звучания. Поэтому оптимальным вариантом для меломанов является качественная, полноразмерная, с качественными низами, стереосистема – 2.0, желательно потолочного типа. Для получения наиболее хорошего эффекта, размещение колонок должно быть равноудаленным от слушателя.

А вот для желающих насладится качественным звуковым сопровождением фильмов и впечатляющими звуковыми эффектами выбор однозначен – система стандарта 5.1. Естественно, просматриваемые фильмы также должны иметь шестиполосное звуковое сопровождение. Центральный излучатель устанавливается перед слушателем, а сателлиты устанавливаются по углам комнаты. Сабвуфер желательно устанавливать во фронтальной позиции. Наиболее яркий эффект будет в средней точке этой системы, хотя существуют и самонастраивающиеся по мощности воспроизведения системы, с ориентиром на радоимаячек, который можно устанавливать в желаемой точке комнаты. Качественные сателлиты обычно имеют два динамика – средней частоты, и высокой частоты, а их корпус выполнен из плотного и массивного материала – дерева или ДСП.

Геймерам хорошо подойдут форматы 2.1 , или же 5.1 — с использованием сабвуфера – мощный бас, объем звука позволит усилить удовольствие от игры, создавая реалистичность ситуации. Современные игры обычно предусматривают шестиканальный звук – поэтому с ними не должно возникнуть проблем.

Edifier S530

Наиболее универсальными для всех случаев можно считать стереосистему – 2.0 и стандарт 5.1. Однозначный выбор предстоит сделать лишь самому покупателю – ориентируясь на свои склонности и предпочтения.

Мощность акустической системы

Один из, наверное, самых основных параметров, который обязательно учитывает покупатель. Некоторое ошибочно предполагают, что мощность – это та же громкость звучания, и чем цифра на этом параметре выглядит внушительнее – тем круче. Это не верное представление — понятие мощности намного сложнее, да еще, вдобавок, и слишком запутанное. Иногда можно увидеть на упаковке слабенького девайса заоблачную для него цифру – например, 80Вт, или на маленьком сателлите — 40Вт. И на качественных, массивных и довольно таки громоздких колонках мощность указывается приблизительно в таких же пределах. Это обман покупателя? Не совсем. Нужно учитывать, что мощность динамика есть акустическая, а есть электрическая. На рекламном рисунке или упаковке акустическую мощность увидеть вряд ли кто-то сможет – эта цифра мизерная, КПД такой мощности редко достигает до 1% от потребляемой электрической мощности – все остальное уходит на тепло и раскачку динамика. Поэтому мы видим цифры мощности электрической.

Но и тут нет одного стандарта – некоторые указывают в стандарте Peak Music Power Output – PMPO, — это максимальная пиковая величина, которая определяется подачей кратковременного (1- 2 секунды) максимального сигнала, который сможет выдержать динамик. Естественно, постоянно работать на таком сигнале он никак сможет – как минимум, будут сильнейшие искажения, а, скорее всего, излучатель выйдет из строя. Зато производитель может нарисовать на упаковке внушительную цифру, часто доходящую до неприличия. Кроме того, нет одного метода для определения мощности – разные производители это делают как сами считают нужным, – в результате и тут получаются цифры с большим разбросом. Еще один пример некорректного обозначения мощности комплекта акустики – указание суммарной мощности всех колонок, — это преподносится как мощность всей системы.

Гораздо корректнее определять величину мощности по системе Root Mean Square – RMS, когда на вход подается сигнал частотой 1000Гц средней мощности и отслеживается уровень нелинейности искажения. При подобном подходе указанная мощность может подаваться длительное время, и возникновения проблем с динамиком исключено.

Частотный диапазон

Этот параметр определяет способность акустической системы воспроизводить определенный частотный спектр. Обычно он находится в пределах диапазона 40 — 18000кГц – это достаточно качественная акустика. 20 – 20000кГц – это уже практически идеальное звучание, но далеко не любой человек способен услышать звук такой частоты. В интернете есть тесты поверки восприимчивости частот – при наличии качественной акустики можете проверить свой диапазон слышимости. Но не нужно слишком доверять цифрам на упаковке и в этом случае – достаточно часто указан максимальный спектр, но реально нижние и высокие звуковые частоты не воспроизводятся качественно, а идут с искажениями. Хотя их обычно мало кто и слышит – людей с идеальным музыкальным слухом встречается довольно не много. Встречаются вообще анекдотические случаи, когда верхний спектр указан до 23000кГц – за пределом даже теоретического значения слышимости человека.

Defender Avante X35

Еще есть немало характеристик акустических систем – чувствительность, коэффициент нелинейных искажений, сопротивление, резонансная частота и многие другие, но они интересны лишь профессионалам, работающим со студийным оборудованием — для выбора домашней системы достаточно основных понятий, изложенных выше.

Что еще учесть при выборе

Материал, который использовался для колонок, — очень важный момент при выборе. Наиболее приемлемым являются дерево (довольно дорого), ДСП, толстая фанера. Корпуса из них не искажают звучание как пластиковые корпуса, которые плохо передают низкие частоты, при высоких и средних полосах частот появляется дребезжание.

Наличие раздельных регулировок низких и высоких частот, плюс регулировка баланса.

Наличие магнитного экранирования – позволит избежать влияния магнитного поля на бытовые приборы или монитор.

Соответствие качества звуковой карты – нет смысла покупать хорошую аудиосистему при посредственных характеристиках звуковой карты – качества звучания не будет.

При покупке обязательно прослушайте звучание системы. Очень желательно, что бы это происходило в комнате, специально предназначенной для прослушивания – так как в торговом зале большого объема звучание будет абсолютно другим, чем в квартире, где площадь несравнимо меньше.

Оставить комментарий