Новости рынка

Недостатки самоуправляемых автомобилей

Написано Alltair

Задачи, решаемые конструкторами самоуправляемых автомобилей, очень многогранны, вплоть до этических. Заложить в компьютер программы на все возможные случаи навряд ли удастся. Однако стоит попытаться.

Наряду с положительными моментами от появления роботизированных автомобилей существуют и не очень приятные прогнозы:

Они могут использоваться преступниками

Технологии самоуправляемых авто злоумышленники могут сломать и использовать в своих целях. ФБР опасается использования машин в качестве оружия. Например, начиненный взрывчаткой автомобиль можно отправить к цели. В случае погони за преступниками, они будут свободно стрелять в полицейских, не отвлекаясь на управление транспортом.

С другой стороны, ФБР предполагает, что появятся и полицейские самоуправляемые автомобили, тогда проще и эффективнее станет наблюдение, и патрульная машина не потеряет из виду преследуемый автомобиль.

Они уменьшат полицейский бюджет

Управления полиции зависят от доходов, поступающих от штрафов автомобилистов. Самоуправляемые автомобили будут соблюдать правила дорожного движения и не превысят скорости, не поедут на красный свет. Тогда статья доходов через штраф просто исчезнет. Как это отразится на правоохранительных органах еще не ясно.

Последствия сбоя в системе

Вечного двигателя еще не придумали. А вероятность сбоя в работе датчиков автомобиля всегда существует. Это может привести ко многим проблемам, в том числе к несчастному случаю или даже смерти. Неисправный автомобиль, хоть он и роботизированный, может потерять управление на скоростной дороге или сбить пешехода, врезаться в другое транспортное средство. Инженерам предстоит предусмотреть и принять дополнительные меры по предотвращению автокатастрофы на месте. Производитель обязан проектировать систему, распознающую некорректную работу датчика, или ее полное отсутствие.

Умрет автомобильная романтика

Аналитиками давно подмечено, что многие автолюбители выбирают для себя одну модель или несколько, привыкают к ним, любят свои автомобили, ухаживают за ними и восхищаются ими. С течением времени увлечение становится только сильнее. Интересно, будет ли человек так же предан транспортному средству без водителя, которые более однообразны, чем автономны. Машины сойдут с конвейера под одним дизайном, обусловленным строгими принципами эффективности, если их не отличить друг от друга, то куда денется вся романтика? Для коллекционеров машин рассказы об автономных автомобилях звучат скучно.

Исчезнет жанр дорожный путешествий

Дорожные путешествия потеряют свою особую привлекательность. Друзья будут простыми пассивными пассажирами машины без водителя. Раньше сменяли друг друга за рулем, а теперь все на заднем сиденье.

Справятся ли самоуправляемые автомобили с чрезвычайными ситуациями?

Возможности первых самоуправляемых машин ограничены. Для начала они будут ездить по скоростным дорогам, на которых редко появляются пешеходы или велосипедисты. На трасе можно поручить управление и автомобилю. При плохой погоде или встрече с препятствием вроде дорожных работ компьютер передаст руль водителю. Но такой переход не может быть мгновенным. Если автомобиль движется на скорости, многое может случиться за несколько секунд. Компания Audi с помощью тестов показала, что при всех предупреждениях переход от автономного режима до руководимого водителем проходит в среднем от 3-7 до 10 секунд. В течение этого времени машина должна сама справляться с ситуацией.

От способа реагирования автономной системы зависит репутация производителя, возможно, и его юридическая ответственность. О задачах, стоящих перед конструкторами, разрабатывающими автомобили, можно понять по видеотеке YouTube. Самоуправляемые транспортные средства, конечно, не отвлекаются, не подвержены сонливости, не пьют, не играют в перегонки с другими участниками дорожного движения и проигнорируют тех, кто их подрезает. Компьютерные возможности в разы превышают человека в скорости. Свод правил заменяет человеческие инстинкты, которые чего греха таить за рулем дают сбой.

Впечатляюще выглядят водители на видео, когда им удается избежать угрозы, и нет их вины, если обстоятельства им не позволили справиться с ситуацией. При непредвиденных ситуациях, что бывают в дороге, существует базовое правило – ударить по тормозам. Это хорошо работает, когда перед вами валится груз с впереди идущего автомобиля или под асфальт проваливается грузовик. Но попадаются ситуации, с которыми справиться не так-то просто. Как машина будет реагировать на цунами? А если самолет, не причиняя вреда, летит так, что создается впечатление о его падении перед вами? Что делать при лесном пожаре? Или когда на дорогу летят обломки здания при врезании в него машины? Да мало ли что может случиться!

Как же обезопасить себя во всевозможных ситуациях? – Да никак.

Невозможно предусмотреть все роковые ситуации. И не получится спасти первый автоматизированный автомобиль от наводнения или селя. Ведь человек-водитель не всегда берет верх в подобных ситуациях. Однако преимущество технологий в том, что попав в непредвиденную и опасную ситуацию, машина передаст сигнал тревоги на сервер, и другие автомобили в округе будут предупреждены, тем самым их пассажирам ничего не будет угрожать. Что более важно, компьютер не забудет полученную информацию, вовремя среагирует на такие ситуации в будущем. Это будет достояние не только отдельного автомобиля, оно достанется всем самоуправляемым транспортным средствам. Вы нечем не поможете пострадавшей самоуправляемой машине, но во второй раз предстанете во всеоружии перед похожими проблемами.

Этический выбор для автомобиля

Эра самоуправляемых автомобилей не за горами. Передвигаясь по улицам самостоятельно, они естественно будут попадать в ситуации, когда необходимо принять немедленное решение. Одна миллисекунда и центральные процессоры примут решение за вас: погубить детей, что неожиданно появились на дороге, или своих пассажиров, врезавшись в столб находящийся справа.

Как поступают в таких случаях люди? Обсуждать проблему можно бесконечно. Реальность принятых решений видна по последствиям подобных ситуаций. В идеале хотелось бы сохранить жизнь всем, а лучше бы таких ситуаций никогда не возникало вовсе. А вот самоуправляемым автомобилям выход из проблемных ситуаций будет предварительно заложен в программу. Компьютер просто невозможно научить всем этическим нормам. Проблема в том, что существует масса решений, которые применимы к одной ситуации.

Аналогичный вопрос когда-то поднимался в медицине, при попытке заранее ответить на все вопросы в этой сфере. Но затея провалилась. Ведь медицина постоянно меняется, а многие случаи связаны с уникальными обстоятельствами.

Возможно, правительственные организации будут иметь полномочия выбирать, какие решения должны принимать машины, или возложат эти обязанности на производителей самоуправляемых автомобилей. Быть может водители машин смогут перед поездкой сами заранее запрограммировать выбор решения для той или иной ситуации. Выбор не прост. Вы позволите спасти жизнь другим людям, зная, что при этом погибнете сами? Например, на горной дороге мама с ребенком, спасая их жизнь, автомобиль летит в пропасть.

Выпуская на дороги беспилотные автомобили, хочется верить, что производители создадут их достаточно умными, и на дорогах они будут совершенно безопасны. А пока их будущее не такое уж ясное и безоблачное.

Оставить комментарий