Компьютерный тренажер – эффективное средство освоения военной техники

Во время проведения дня открытых дверей на кафедре связи военного факультета традиционно демонстрируются лаборатории с установленной военной техникой и компьютерные программы – электронные учебники (учебные пособия), электронные учебно-методические комплексы, программы сопровождения занятия, учебные фильмы, обучающие фильмы, тесты и тренажеры, предназначенные для обучения будущих специалистов связи.

Несомненно, использование компьютерных программ имеет ряд преимуществ в процессе обучения курсантов и студентов – будущих специалистов связи:

  • оперативный доступ в любое время суток к учебному материалу по военным дисциплинам, что повышает качество освоения учебного материала;
  • наглядное отображение процессов происходящих в аппаратуре связи;
  • возможность ознакомления с техникой связи и получения навыков работы на ней до начала практической тренировки её эксплуатации, что сокращает риск причинения неисправностей технике связи во время практической тренировки её эксплуатации;
  • позволяет повысить качество получения практических навыков, за счёт распределения на одно рабочее место меньшего количества обучаемых;
  • сокращается расход электроэнергии;
  • уменьшается износ техники связи.

Компьютерный тренажёр военного связистаЧтобы научиться работать на технике связи и получить опыт её эксплуатации необходимо пройти обучение в два этапа – теоретический и практический.
На теоретическом этапе обучения изучаются назначение, состав, тактико-технические характеристики и принципы работы техники связи. На данном этапе широко применяются электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, программы сопровождения занятия.

Практический этап начинается после полного освоения теоретического. И вот именно на этом этапе обучения актуально использовать компьютерные тренажеры радиостанций, радиорелейных станций, тропосферных станций и аппаратуры уплотнения. На кафедре связи в рамках научной работы создано 8 компьютерных тренажеров для обучения работе на технике связи, а именно:

  • компьютерный тренажер тропосферной станции Р-423;
  • компьютерный тренажер радиорелейной станции Р-409;
  • компьютерный тренажер радиорелейной станции Р-415;
  • компьютерный тренажер радиостанции Р-173;
  • компьютерный тренажер радиостанции Р-161-А2М;
  • компьютерный тренажер радиостанции Р-123;
  • компьютерный тренажер радиостанции Р-130;
  • компьютерный тренажер аппаратуры П-330-6.

Что же представляет собой компьютерный тренажер? На этот вопрос начальник кафедры связи предоставил возможность ответить ветерану войск связи старшему преподавателю цикла техники связи непосредственно руководившему разработкой уникального сетевого тренажера.

Давайте рассмотрим сетевой компьютерный тренажер по обучению специалиста радиосвязи работе в радиосети (радио направлении) на радиостанции средней мощности Р-161А-2М. Специфика обучения на военном факультете такова, что обучаемым необходим дополнительный материал в электронном виде, доходчиво раскрывающий вопросы практических занятий и моделирующий работу изучаемых средств связи. Опыт применения прикладных программ показал, что с их помощью обучаемые имеют возможность освоить до 70% учебного материала от объема знаний, умений и навыков специалистов в данной предметной области. С этой целью на кафедре связи и разработан компьютерный тренажер, который позволяет проводить обучение подготовке к работе, настройке и проверке работоспособности радиостанции, а также отработке учебных нормативов с учетом времени выполнения, при этом обучаемому выставляется не только оценка, но и указываются ошибки, допущенные им при работе. Использование данного компьютерного тренажера помогает обучаемым преодолеть психологический дискомфорт на начальном этапе освоения новой техники, уменьшает вероятность нарушения требований безопасности по причине недостаточной подготовленности обучаемого к самостоятельной работе на радиостанции Р-161А-2М…

Для самостоятельной работы с сетевым компьютерным тренажером требуется:

  • Установить данный программный продукт.
  • Войти в интерфейс программы.
  • Выбрать один из режимов работы.
  • Нажать на кнопку «Старт» и появится интерфейс программного продукта: В «Памятке оператора» расположена информация по антеннам, режимам работы и порядке настройки радиостанции Р-161-А2М.
  • Каждый блок радиостанции настраивается отдельно.
  • По окончании выполнения настройки требуется нажать кнопку «Норматив выполнил».

Использование данного программного продукта является удобным и перспективным, поскольку позволяет проводить обучение работе на аппаратуре без использования самой аппаратуры, что является эффективным с экономической точки зрения, кроме того возможна самостоятельная подготовка, что позволяет эффективно использовать свободное время обучаемых. Эффективность программного продукта заключается в низкой себестоимости в процессе изучения работы на радиостанции Р-161-А2М. Использование сетевого компьютерного тренажера по обучению специалиста радиосвязи работе в радиосети (радио направлении) на радиостанции средней мощности Р-161А-2М является весьма перспективным, поскольку в настоящее время ведутся работы по его обновлению и дополнению, основанные на тестировании данной программы, которое постоянно проводится в ходе обучения.

Положительный опыт использования компьютерных программ нацеливает молодых преподавателей на создание новых тренажеров, в том числе и использующих технологию 3D. Так, например, в рамках научной работы на кафедре связи проходит разработка компьютерного тренажера тропосферной станции Р-412 молодыми преподавателями под руководством старшего преподавателя цикла техники связи. Кстати, сейчас самый молодой преподаватель кафедры связи получает второе высшее образование – становится инженером-программистом. А значит, повышению качества обучения – быть!

5 thoughts on “Компьютерный тренажер – эффективное средство освоения военной техники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>